27.06.2017

100 лет со дня рождения выдающегося конструктора П.А. Соловьева

26 июня 2017 года исполнилось 100 лет со дня рождения одного из выдающихся авиационных конструкторов нашей страны Павла Александровича Соловьева.

П.А. Соловьев пришел работать в ОКБ-19 (в настоящее время «ОДК-Авиадвигатель») накануне Великой Отечественной войны. Молодой специалист сразу попал под крыло родоначальника отечественной школы поршневых двигателей воздушного охлаждения - Генерального конструктора Аркадия Дмитриевича Швецова, и достаточно быстро стал его заместителем. Как рассказывал Александр Соловьев в своей книге «Генеральный конструктор П.А. Соловьев. О времени и о себе»: «Сначала-то меня Аркадий Дмитриевич не брал в конструкторы, направлял на испытательный стенд, а я отказывался. Каждый день приходил на завод в КБ, получал очередной «от ворот поворот», садился за свободный стол и читал технические отчеты. И так несколько недель. Потом Швецов оценил мою настырность (чего-то она стоит, раз человек так рвется), назначил меня в конструкторское бюро и сам подписал приказ…».

При непосредственном участии П.А. Соловьева во время войны был создан выдающийся ряд двухрядных «звезд» АШ 82, АШ 82Ф, АШ 82ФН, АШ 83, мощностью от 1500 до 1950 л.с. Они устанавливались на истребители Ла 5 и Ла 7, штурмовики Су-2, скоростные бомбардировщики Ту 2, пикирующие бомбардировщики Пе 2 и дальние бомбардировщики Пе 8.

За период, охватывающий четыре десятилетия с начала 50-х до начала 90 х годов прошлого столетия под руководством П.А. Соловьева было разработано и запущено в серийное производство не менее 15 авиационных газотурбинных двигателей различных схем и назначений, включая ряд их модификаций.

Его деятельность в области газотурбинной техники условно можно разбить на несколько этапов. Однако, главный и судьбоносный этап, определивший тематику ОКБ 19 на многие годы, пришелся на середину 1955 года, когда начали проектировать первый двигатель по двухконтурной схеме Д 20 для бомбардировщика А.Н. Туполева.

Двухконтурная схема двигателя, занимая промежуточное положение между ТРД и ТВД, позволяла значительно улучшить экономичность ТРД за счет меньших потерь с выходной скоростью. Улучшала газодинамическую устойчивость компрессорной высоконапорной системы за счет естественного перепуска за КНД во второй контур и уменьшала уровень шума и тепловыделения в гондолу. А по сравнению с ТВД позволяла иметь менее сложную конструктивную схему и большую надежность за счет отсутствия редуктора и поворотных лопастей винта, большую крейсерскую скорость полета, меньшее акустическое воздействие на планер и местность. Развиваясь по степени двухконтурности от 1 до 9…12. Данная двухконтурная схема осталась доминирующей по настоящее время во всем мировом авиадвигателестроении.

Многообразие и количество реализованных проектов П.А. Соловьева поражает. Практически все принятые под его руководством в 1970 году решения подвергались сомнениям, однако впоследствии они оказались правильными. Разработки Павла Александровича стали классическими для большинства отечественных и зарубежных военных многорежимных ТРДДФ. А в «специальном летном отряде «Россия» сегодня служит 28 самолетов с пермскими двигателями.

В современных условиях коллектив «ОДК – Авиадвигатель» реализует сверхвысокие параметры авиационных двигателей нового поколения, опираясь на творения великих предшественников и учителей, таких, как Павел Александрович Соловьев.



Дополнительные фотографии:


к списку новостей
 

Copyright 2017 АО "НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ"

Яндекс цитирования Rambler's Top100